Вероятность смерти в ходе мотоциклетного происшествия во время полнолуния на пять процентов выше, чем в другие ночи месяца. Это выяснили ученые, которые проанализировали данные о смертности при мотоциклетных авариях в четырех странах мира.
Результаты исследования описаны в рождественском спецвыпуске журнала BMJ, передает N+1.
Одной из самых распространенных причин возникновения дорожно-транспортных происшествий считается невнимательность водителей. Факторы, влияющие на внимание к дороге, могут быть самыми разными: например, сонливость, разговор по телефону или алкогольное и наркотическое опьянение. Авторы нового исследования, Дональд Редельмейер (Donald A. Redelmeier) из Университета Торонто и Эльдар Шафир (Eldar Shafir) из Принстонского университета, обнаружили еще один фактор: астрономические явления.
Для этого они собрали данные о смертях в ходе мотоциклетных аварий на дорогах США в период с 1975 по 2015 год (всего в этот период произошло 494 полнолуния) во временной промежуток с четырех часов дня до восьми часов утра. Данные о смертности в ходе мотоциклетных происшествий в полнолуние сравнили с данными о смертности в ходе таких же аварий в другие дни: за неделю до полнолуния и неделю после. Всего в выборку попало 13029 аварий со смертельным исходом за 1482 ночи.
Ученые обнаружили, что в рассмотренный период произошло 4494 фатальных мотоциклетных происшествия (примерно 9,1 за ночь) во время полнолуния и 8535 (примерно 8,64 за ночь) — во время контрольных ночей (за неделю до и неделю после). Смертность в мотоциклетных авариях в разные фазы Луны никак не коррелировала с наличием защитной экипировки, полом и возрастом погибших. Для сравнения ученые также рассчитали количество смертей в дневное время суток — примерно 3,22 в день.
В течение рассмотренного периода на территории Северной Америки произошли 65 суперлуний (явлений, при котором Луна и Земля находятся в перигее — наибольшей близости друг к другу). Ученые выяснили, что в суперлуние смертей происходит еще больше, чем в полнолуние: примерно 10,82 за ночь.
Получив результаты, ученые провели такое же исследование в Великобритании (с 1986 по 2010 год), Канаде (с 1999 по 2014 год) и Австралии (с 1989 по 2013 год). Данные, полученные в этих странах, также подтвердили связь смертности мотоциклистов и полнолуния (или суперлуния).
Авторы работы приходят к выводу о том, что полная Луна может отвлечь водителей от дороги примерно так же, как это делают телефон или бессонная ночь (пусть и не так сильно), и настаивают на повышенной внимательности в полнолуние.
Исследователи находят и другие нетипичные причины возникновения дорожно-транспортных происшествий. Так, например, безопасность такси зависит от его цвета, а ужесточение скоростного режима на самом деле вызывает больше аварий.