Всеобщее равенство вне зависимости от сексуальной ориентации – официально заявленный ФИФА принцип чемпионата мира в России. Это прописано в официальных документах, опубликованных на сайте турнира (документ «Стратегия ЧМ-2018 в области устойчивого развития», страница 12). Ясно, что для России это неоднозначный момент – хотя бы из-за закона о запрете гей-пропаганды, который действует с 2013 года.
Что говорят в оргкомитете ЧМ-2018
– Могут ли люди одного пола держаться за руки и целоваться на стадионах и фан-зонах ЧМ-2018? Что будет, если другие болельщики начнут проявлять к ним агрессию?
– Любые проявления эмоций и выражения чувств, не нарушающие общественный порядок и соответствующие общекультурным принципам поведения, являются естественной и неотъемлемой частью футбола, – заявили в пресс-службе оргкомитета. – Чемпионат мира по футболу FIFA 2018 не исключение и призван стать максимально комфортным и гостеприимным для всех гостей и участников турнира.
Проявление агрессии на стадионах недопустимо ни в каком виде, вне зависимости от причин – будь то сексуальная ориентация, вероисповедание, принадлежность к той или иной культуре или что-то еще. Оргкомитет «Россия-2018» совместно с FIFA делают все, чтобы обеспечить безопасное и комфортное пребывание для всех на стадионах во время матчей чемпионата мира. При возникновении любых агрессивных действий, незамедлительно будут применены меры в соответствии с утвержденными процедурами и законодательством РФ.
– Общественный порядок в России с этим не очень совместим. Общекультурные принципы поведения – не очень ясная формулировка. Можно сказать конкретнее, «да, могут» или «нет, не могут»?
– Целоваться по-разному можно. И обниматься. Но в общепринятых нормах – пожалуйста, сколько угодно.
В ноябре во всех городах-организаторах ЧМ-2018 прошел урок «Футбол без дискриминации», участие приняли более 70 школ и 3000 человек. Кроме того, громкое заявление сделал Алексей Смертин, посол ЧМ-2018 и инспектор РФС по борьбе с расизмом и дискриминацией: «Никакого запрета на ношение радужной символики в России не будет. Очевидно, что можно будет приезжать сюда, что выражение чувств не будет караться или штрафоваться, потому что футбол – это объединяющая игра. Что касается пропаганды, то закон касается, как вам всем известно, только пропаганды среди несовершеннолетних».
Александр Агапов, президент Федерации ЛГБТ-спорта в России, говорит, что с радужной символикой все не так просто: «Свое заявление Смертин сделал буквально через час после того, как мы с ним в коридоре разговаривали. Заявление важное и позитивное, поэтому оно так разлетелось по всем информационным каналам. Но насколько я знаю из разговоров с чиновниками ФИФА и РФС, стадионы – зона ответственности Оргкомитета, это не зона ответственности РФС или российских властей. Поэтому заявление, которое сделал господин Смертин, относится к территориям вне стадиона. FARE (Football Against Racism in Europe, «Футбол против расизма в Европе») отправили запрос в ФИФА по радужной символике на стадионах. Этот вопрос пока неясен».
Агапов добавил, что к Федерации ЛГБТ-спорта в основном обращаются за советами европейские и американские, но не российские болельщики. «Российские ЛГБТ-болельщики ходят на матчи, но они не афишируют себя как ЛГБТ-болельщики, – объяснил он. – Это связано и с действующим законодательством, и с уровнем гомофобии в обществе, и с отсутствием информации о том, какой прогресс сделан в плане отстаивания прав ЛГБТ-болельщиков в футболе».