В ходе совещания по вопросам развития Криминалистического центра СК Бастрыкин поручил создать совместную группу, которая будет специализироваться на оказании практической помощи в расследовании уголовных дел о ятрогенных преступлениях, сообщила официальный представитель ведомства Светлана Петренко.
Также глава СК поставил подчиненным задачу организовывать отделами судебно-медицинские исследования сложных экспертиз, в том числе и по медицинским документам.
Ятрогенные — неосторожные преступления, связанные с ненадлежащим оказанием медицинской помощи. С 2015 года они отдельно учитываются в статистических карточках СК наряду с другими особо контролируемыми преступлениями, например коррупционной или террористической направленности, следует из документов, с которыми ознакомился РБК. При этом еще в 2016 году Генпрокуратура обращала внимание СКР на незаконное преследование медиков с неверной квалификацией их действий и без достаточных оснований.
РБК направил запрос в Минздрав с просьбой прокомментировать инициативу главы СК.
Одним из самых резонансных дел о ятрогенном преступлении за последние годы стало дело врача-гематолога Елены Мисюриной. В 2013 году она провела забор костного мозга у пациента с несколькими сложными диагнозами. Вскоре после процедуры пациент скончался. По версии следствия, причиной смерти мужчины стала врачебная ошибка — Мисюрина могла проколоть сосуд иглой.
В январе 2018 года Мисюрину приговорили к двум годам колонии, суд признал ее виновной в совершении врачебной ошибки, приведшей к смерти пациента. Приговор суда вызвал резкую критику как со стороны медиков, так и ряда чиновников, в том числе мэра Москвы Сергея Собянина и его заместителя Леонида Печатникова.
16 апреля Московский городской суд отменил приговор Мисюриной и вернул его в прокуратуру для устранения процессуальных нарушений.
Защищавшая Мисюрину адвокат Мария Зайцева рассказала РБК, что теоретически создаваемая в СК спецгруппа может исключить следственные ошибки, однако возникает вопрос, из кого она будет состоять.
«Следователям сложно сориентироваться в этих вопросах, которые зачастую сугубо медицинские, а они должны давать правильные оценки судебно-медицинским заключениям. Если будут привлекать специалистов в этой области, в спецгруппе есть смысл. Если бы они на первоначальных этапах помогали следователю разобраться в этих зачастую непростых вопросах, то, безусловно, была бы польза», — сказала Зайцева.
Помимо того что члены спецгруппы способны помочь исключить необоснованное привлечение к уголовной ответственности врачей, в теории они позволят привлекать людей, которые «в действительности совершили преступления», считает адвокат.
Она отметила, что сейчас защита в суде пытается привлекать специалистов, но следствие отказывается идти навстречу.
Пишет: РБК