Об этом Znak.com сообщил источник в Госдуме и подтвердили два источника в экспертном сообществе. В том или ином виде идея обсуждается уже давно, последние семь лет. Но именно теперь перспектива реформы стала реальной.
Идея объединения Конституционного и Верховного суда обсуждается в контексте возможного трудоустройства Дмитрия Медведева — он мог бы возглавить «суперсуд», если покинет пост премьер-министра после выборов президента в марте 2018 года.
Один из собеседников Znak.com отмечает, что реформу могут запустить, когда свой пост покинет нынешний председатель Конституционного суда Валерий Зорькин (сейчас ему 74 года). Зорькин возглавляет Конституционный суд с 2003 года, до этого он занимал этот пост в 1991–1993 годах, а ранее был председателем Конституционного суда РСФСР. Согласно закону «О Конституционном суде Российской Федерации», председатель назначается на свой пост на срок 6 лет. Последний раз Зорькин был переназначен в 2012 году (назначение осуществляет Совет Федерации по представлению президента), то есть как раз в 2018 году срок его полномочий истечет.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин считает объединение КС и Верховного суда после выборов в марте 2018 года вполне возможным.
«У нас же есть советский принцип „все во имя человека“, и институты реорганизуются тоже под конкретного человека. Возникли проблемы у Антона Иванова — ликвидировали систему арбитражных судов, которая работала куда более профессионально, чем суды общей юрисдикции. Тема перевода Медведева „ожила“ после обнародования компромата Навального — причем главной претензией к премьеру, судя по всему, стало то, что он не смог быстро и жестко сделать ответный ход. Но если куда-либо переводить, то на сопоставимую должность. Поэтому реанимируется идея объединения судов — тем более что и Лебедеву, и Зорькину за 70. Тоже действует человеческий фактор», — говорит эксперт.
По его словам, в настоящее время статус Конституционного суда снизился по сравнению с 1990-ми годами, когда в этом органе работали выдающиеся юристы, чьи решения имели большое общественное значение.
Политолог Аббас Галлямов тоже считает, что реформа может быть проведена под конкретного человека — Медведева. «В России большая часть реформ затевается не столько ради совершенствования институтов, сколько ради создания должностей под конкретных людей. В этом смысле тот факт, что о слиянии Верховного и Конституционного суда говорят давно, однако до сих пор ничего не произошло, не должен расхолаживать. Когда Медведев покинет пост председателя правительства, вот тогда все и закрутится», — отмечает Галлямов.
Он также говорит, что назначение секретарем президиума Генсовета «Единой России» Андрея Турчака, против которого, по слухам, возражал Медведев, можно воспринимать как свидетельство того, что после выборов Медведев оставит пост председателя ЕР.
«Нельзя назначать генсека против воли председателя. Если это происходит, значит, у председателя проблемы. Так что, возможно, следующей весной новый суд уже будет создан. А объявить об этом вполне можно в ходе президентской кампании. Спрос на институциональные реформы в обществе есть, поэтому создание объединённого суда вполне можно выгодно продать избирателю», — добавляет Галлямов.
Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов называет идею слияния Конституционного и Верховного суда «одной из закладок, сделанных для возможности такого маневра». «Такую возможность никто никогда не отрицал, другое дело, что такое направление маневра не является единственно возможным», — считает Виноградов.